ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Сайт современной литературы

Электронный журнал (редактор Михаил Наумович Ромм)

  Дата обновления:
04.11.2010
 
Поиск

 

Главная страница
О проекте
Авторы на сайте
Книжная полка
Гуманитарный фонд
Воспоминания о ГФ
Одно стихотворение
Пишите нам
Архив

Проекты:

«Литературное имя»

«Новые Ворота»

Публикации:

Поэзия

Проза

Критика

 
 

банерная сеть «Гуманитарного фода»

 
 

Rambler's Top100

 
 

Дружественные ресурсы:


Из-во "Эра"

WWW.Liter.net
Скульптор Марат Бабин

 
 

Территория искусства

С середины мая по 10 июля в Русском музее в Ленинграде проходила акция "Территория искусства" , организованная парижским Институтом изучения пластических искусств под руководством известного художественного критика Понтюса Хюльтена,- в свое время он создал знаменитый парижский Центр Жоржа Помпиду.

Вся "территория" делилась на две зоны: первый этаж корпуса Бенуа с 10 по 31 мая превратился в рабочие мастерские. Около 20 молодых художников, советских и зарубежных /из Франции, Швеции, США, Австралии, Китая, Турции/ тут же, на месте, создавали произведения искусства.

Вернисаж состоялся 1 июня.
Ш.Весоловски, полячка, живущая во Франции, в своей инсталляции /проектирование слайдов на металлические конструкции/ обыгрывала распространенные формы петербургского классицизма. Китаец Чен Цзен привез с собой материалы и сделал инсталляцию "Вес/ вакуум" /книги, обожженные и засыпанные песком, фото- и видеокамеры, погруженные в аквариумы/ Пожалуй, более лаконична и интересна была работа турка С .Бирселя, ученика гренобльской Школы изящных искусств, - она воздействовала не только на зрение, но и на обоняние /огромная "капля" из восточных специй, вытекающая из ржавой трубы/. Инсталляция А.Сонвилля "Без названия" - подвешенный к потолку мегафон, а Под ним, на штыре, тягучая масса, которая постепенно вытягивалась в виде капли - тоже действовала почти физиологически: вызывала у зрителя неосознанное раздражение. "50 коробочек-калейдоскопов" американца П.Таккера раздавались зрителям, и каждый видел в них множащееся пространство выставочного зала, у каждого создавался свой образ этого пространства. Инсталляция Н.Давид "Пирожные - русским" содержала намек на известное высказывание французской королевы Марии-Антуанетты "Им нечего есть - пусть едят пирожные". Кстати, многие зарубежные коллеги художницы были возмущены ее "уничижительным" подходом к нашей жизни. По принципу "любезность за любезность" наш художник А.Флоренский из группы "Митьки" создал композицию "Бублик для французов".

С нашей стороны в акции участвовали в основном ленинградцы: некрореалисты Е.Юфит, Мертвый /А.Курмаянцев/, В.Кустов, В.Морозов, С.Серп, художники Е.Губанова, П.Ковалев, чета Флоренских. Столь любезную французам линию объектного искусства поддержали ленинградские лидеры Т.Новиков и Африка /С.Бугаев/. В инсталляции Новикова "Нью-Йорк ночью" использован прием поп-арта: реклама, товарность выступает как эквивалент изобразительности. Нью-йоркский пейзаж представлен как набор банок и коробок.

Работа Африки "Пособие для работников музея, формы диструкции" - наглядный перечень способов порчи картины. Довольно занятно смотрятся авторские комментарии в каталоге выставки, изданном в Лионе. Вот комментарий Африки: "Искусство - это грибок. Срезать, зажарить и съесть его - вот задача агентуры, наполняющей бесконечность пространств и времен. Классификация информации - это желтый бант агента, единственной задачей которого является выполнение задания любой ценой. Таким образом, действуя изнутри культуры и проявляя заинтересованность в ней, решают проблемы, лежащие вне ее, главная из них -проникновение в пустоту, где отсутствуют дискурсы и рефлексиин.

А вот текст Мертвого: "... На обеденном столе лежали два трупа, а вокруг в веселом хороводе кружились бабушка с внучкой, держась за лапы огромного мохнатого медведя. Узнав в лежащих трупах лучших своих клиентов, директор морга бросился было к столу, но тут же упал замертво от удара медвежьей лапы. Веселье резко прекратилось. Выйдя из состояния аффекта, Марья Ивановна с ужасом озиралась. Медведь же тем временем обнюхал тело директора, подобрал его и внес во двор, где
завалил палками и камнями, чтобы труп дозрел..."
На втором этаже здания проходила ретроспективная выставка авангардного искусства XX века. Собственно, целью акции было показать связь творчества молодых с основными направлениями мирового авангарда. Начиная с известных полотен К.Малевича, В.Кандинского, П.Мондриана, конструкций В.Татлина, М.Дюшана - и вплоть до работ Б.Тэнгели, Н.де Сан Саль, Й.Бойса, О.Кавары, К.Ольденбурга - таков был диапазон. Здесь можно было увидеть и интереснейшую композицию Р.Раушберга, в буквальном смысле гвоздь программы /ванну с буль-кающим вулканическим пеплом/ -как бы пародию на абстрактную живопись, бесформенную, вечно меняющую конфигурацию, вечно находящуюся в стадии становления. Здесь была представлена и инсталляция Дж.Ансельмо, мэтра так называемого арте повера, искусства довольствующегося самыми минимальными формами выражения. Она состояла из 15 диапроэкторов, которые проецировали надпись "Частное" на стены зала, на предметы и на зрителей. Вошли в экспозицию произведения X. Хааке, известнейшего художника-концептуалиста /инсталляция "Коллекция Саатчи"/, работы Я.Кунеллиса, еще одного представителя "арте повера", И.Кляйна /"Монохром MP 44"/, Нам Джун Пайка /инсталляция "Свеча ТВ"/, Э.Уорхолла /инсталляция с коробками супа "Брилло"/, Саркиса /"Мастерская художника"/, Д.Бюрена /инсталляция из огромных букв, затянутых полосатой материей и составляющих слово "APT" /искусство/ -они занимают все пространство зала, как бы вытесняя само искусство/.

В ходе работы проводились семинары для всех участников акции, где обсуждались вопросы истории русского авангарда, работы молодых, слушались лекции о Татлине, Малевиче, а также доклады мэтров современного искусства X.Хaaкe, А.Рафре о своем творчестве.  

 В.Боде

 

 
На главную В начало текущей В начало раздела Следующая Предыдущая
 

 © Михаил Наумович Ромм  Разработка сайта